Мы всячески стремимся к развитию во всем и везде. Мы
знаем как увеличить производительность памяти, как улучшить концентрацию и
внимания, или придать правильный эмоциональный окрас излагаемому материалу. У
нас на вооружении есть такие мощные инструменты как графика, геймификация,
анимация, различные хитрости вызывания эмоций и специальные техники для лучшего
запоминания. Но до сих пор оставался в
стороне ещё один важный элемент-музыка.
Прежде чем писать эту статью, я в течении долгого времени
изучала вопрос. На первый взгляд всё может показать довольно просто - выбираешь
понравившиеся композиции, озвучиваешь ими электронный курс - и дело готово. На
деле же всё гораздо сложнее. Во первых подобрать такую музыку, которая будет
нравиться всем – задание не из лёгких. У всех у нас есть свои вкусы и
предпочтения. А во вторых перед тем, как выбирать музыку для электронного
курса, необходимо ответить на главный вопрос: для чего нам нужна музыка в
курсе? Может быть лучше изучать материал в тишине, не загромождая свой
мыслительный процесс дополнительной информацией? Да, конечно-с точки зрения
нагрузки на мозг правильным выбором должна быть тишина. Но в современном ритме
жизни есть много факторов, которые мешают концентрации. Городской шум,
разговоры коллег в офисе на рабочем месте, а чего стоит нескончаемый поток
собственных мыслей! Порой так сложно обособится от всего этого и с головой
погрузится в дело. И тут нам на помощь приходит музыка. Правильно подобранная
музыка помогает сконцентрироваться, а также, если верить многочисленным
исследованиям - повышает уровень IQ и осуществляет
стимулирующее воздействие на подсознание. Что же это за музыка? Итак, я начну
по порядку:
1.Эффект Моцарта - миф или реальность?
В результате многочисленных исследований учёных было
выявлено-прослушивание музыки Моцарта стимулирует мозговую активность и
вызывает кратковременное повышение интеллекта. Эта теория была названа
«Эффектом Моцарта» и получила очень сильный общественный резонанс: диски с
музыкой знаменитого композитора раскупались огромными тиражами. Те, кто
поддерживает теорию, считают, что не зависимо от вкусов и предпочтений
слушателя, музыка Моцарта производит успокаивающее действия, улучшает
пространственное восприятие, стимулирует мотивационную область головного мозга.
Есть и те, кто относится скептически к этой теории. Но тем не менее, при более
детальном изучении оказалось, что классическая музыка действительно имеет
сильное влияние на человеческий мозг.
2. Музыка барокко
Не только музыка Моцарта может оказывать положительный
эффект на интеллект. Существует огромный пласт и другой полезной для обучения
классики. Но лучший образовательный эффект даёт музыка барокко. Всё дело в её
ритме. Ритм музыки барокко составляет примерно от 60 до 64 ударов в минуту. Это
идеальный ритм работы человеческого сердца во время отдыха: работа вашего тела
и разума синхронизируется, и, кроме того, такой ритм помогает снять стресс.
Обучение под музыку барокко также получило своё собственное называние -
«Суперобучение». В настоящее время есть современные композиторы, которые пишут
музыку в таком стиле, специально для образовательных программ.
3. Альфа-волны
Альфа волны - это звуки с частотой от 5000 до 8000 Гц. Исследования
в многочисленных биологических институтах изучают взаимосвязь альфа-волн на
психику и сознание человека. Сейчас известно, что альфа-ритмы мозга человека
соответствуют электромагнитной частоте планеты Земля. Состояние Альфа признано
оптимальным для эффективного и приятного процесса обучения, без особых усилий.
Это состояние устойчивой работоспособности и концентрации, сопровождающееся
ощущением энергетического подъёма. Прослушивание музыки с преобладающими альфа
волнами гарантирует полное погружение в дело и успех в процессе выполнения.
В какой музыке преобладают альфа-волны? Сперва я повторюсь,
т.к. вышеописанная музыка Барокко, и музыка Моцарта в изобилии содержат эти
чудо-вибрации. А также огромное количество музыки для медитации и релаксации, настраивающие
мозг на продуктивную волну.
4.Звуки природы.
Благотворно воздействуют на сознание и тело различные
звуки природы: пение птиц, шум прибоя, журчание ручья, разговоры дельфинов. И
если у вас нет возможности учиться, уютно устроившись на веранде, созерцая
красоту природы и слушая шелест листьев - то прослушивание аудиозаписей
природных звуков поможет снять стресс, успокоить нервную систему и с головой
погрузиться в мир знаний.
5. Деструктивное влияние музыки.
Если существуют позитивно воздействующие частоты, то
логично предположить, что есть и такие, которые оказывают угнетающее
воздействие на мозг и тело. Как правило - это низкочастотные звуки: звуки
работающих заводов, движения автомобилей, и прочий городской шум. Также
рассеивающий эффект при обучении будет давать рок и поп-музыка, особенно со
словами. Такая музыка хороша для вечеринок и отдыха, а для образования она
будет давать обратный эффект. Хотя во всех правилах есть исключение - ведь при
прослушивании любимых композиций поднимается настроение, а настроение и эмоции управляют
продуктивностью и мотивацией.
Поэтому каждый сам волен выбирать себе звуковое
сопровождение для обучения - будь это тишина или классика, джаз или поп.
Главное чтобы лично вам она помогала концентрироваться на главном, а все
посторонние шумы оставляла за границей восприятия.
Статья также опубликована на сайте trainings.ru в рамках серии совместных публикаций об электронном обучении в корпоративном секторе.
0 коммент.:
Отправить комментарий