Как-то давным-давно, а, может, и не так уж давно (смотря для
кого), появилось в нашей Галактике королевство шрифтов. Ну как появилось…
Скорее трансформировалось или модифицировалось, хотя не в этом суть! Главное,
что такое королевство существует и оказывает немаловажное влияние на Его
Величество e-Learning. Так чем же так
полезно данное королевство для электронного обучения?
Как использовать шрифты в e-Learning?
Разрабатывая e-Learning курс,
мы уделяем огромное внимание анализу аудиторию, подбору подходящего контента и
мультимедиа. Но порой забываем о незначащих, на первый взгляд, вещах.
Кажется, шрифт и шрифт… Какая разница я напишу e-Learning, или e-Learning, или E-LEARNING,
или e-Learning?
Смысл то не поменяется. Или всё же поменяется?
Алексей Каптёров в своей книге «Мастерство презентации»
пишет: «Какие шрифты использовать?
Существуют ли некие правила на этот счет?» Вот, пожалуй, два самых популярных
вопроса, которые задают участники моих мастер-классов».
Попробуем
ответить на данные вопросы вместе с Алексеем. В данной статье будут часто
встречаться мысли и дельные советы, взятые из книги «Мастерство презентации». Не
так давно я наткнулась на эту книгу при написании сценария для курса «Искусство презентаций» (данный курс мы
успешно продавали на протяжении многих лет, но времена идут, и мы решили
модернизировать курс, применив в нём новые подходы как в содержательном плане,
так и в плане дизайна и программирования). Как мы знаем и за рубежом, и в России, значительная доля существующих
электронных учебных курсов создается в простом PowerPoint, поэтому советы, взятые из книги «Мастерство презентаций» будут
актуальны и для электронных курсов.
Для начала давайте
поговорим о том, какими ПРЕИМУЩЕСТВАМИ
обладают шрифты?
ВО-ПЕРВЫХ, шрифты привлекают внимание к курсу.
Даже курс, в котором присутствует минимальное количество графики,
картинок, цвета, может привлечь к себе внимание благодаря правильно выбранным
шрифтам. «Точно так же как вы можете
произносить слова с разными выражениями лица, вы можете набрать одни и те же
слова различными шрифтами и вызвать совершенно разную реакцию … Даже если вы будете использовать шрифты,
предлагаемые по умолчанию, такие как Arial, Times или
Calibri, то и это уже будет говорить о вас кое-что.
Может быть, то, что вы относитесь к работе формально или слишком ленивы, или
что дизайн вас совершенно не волнует», - пишет Каптёров.
Поэтому необходимо с особой тщательностью подходить к выбору
шрифтов и акцентировать внимание на ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важных вещах.
ВО-ВТОРЫХ, шрифты создают
эмоциональную связь между
пользователями и содержанием курса.
Благодаря игре со шрифтом мы можете создать эмоциональную
атмосферу для обучающейся аудитории. Даже если предмет, о котором вы говорите,
скучен и однообразен, вы можете «поиграть» со шрифтом: выделить важные мысли полужирным(bold), курсивом,
написать фразу ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ,
разбить фразу в 1 строку
на несколько строк и т.д.
Когда обучающийся видит определённый шрифт, он испытывает
соответствующее настроение. Это позволяет ему лучше вникнуть в суть проблемы,
понять смысл материала курса.
Помимо этого, шрифты вызывают у аудитории различные эмоциональные
реакции еще и потому, что люди
приписывают различным формам разные качества. Психологические исследования
показывают, что толстые шрифты воспринимаются как «тяжелые», тонкие — как
«легкие», геометрические шрифты — как «холодные», а шрифты со скругленными
краями — как более «теплые» и «мягкие».
В-ТРЕТЬИХ, шрифты эффективно отражают визуальный образ в восприятии пользователей.
Одним из преимуществ использования шрифтов является тот факт, что они способны отражать фирменную
символику (бренд). Возьмём, к примеру, крупную мировую компанию «Fortune 500», которая известна своей изысканностью и
стилем. Чтобы отобразить как-то эту изысканность в курсе мы можем использовать
современные и авангардные шрифты.
Какие же шрифты лучше всего использовать?
«Как многие из вас,
без сомнения, знают, шрифты делятся на несколько различных групп. Единой
общепризнанной классификации шрифтов не существует. Есть пять типов шрифтов,
которые вы можете встретить в презентациях: гротеск, антиква, брусковый,
рукописный и декоративный», - пишет
А.Каптёров.
Курсивом принято
набирать цитаты некоторые наименования, но в остальных случаях я настоятельно
советую избегать курсива; так, ни в коем случае не используйте его в целях
выделения текста — для этого прекрасно подходит полужирный шрифт (bold). Также не используйте подчеркивание:
линия перечеркивает части букв, и это очень сильно затрудняет чтение.
Придерживайтесь полужирного шрифта.
Журнал «Frontender
Magazine»не так
давно провёл исследование современных приёмов и методик в типографике (для
анализа были выбраны 50 крупнейших авторитетных сайтов, различные блоги). Вот
что получилось в результате проведённого исследования:
«Его
результаты не
следует воспринимать как нерушимые правила. Их также не стоит считать «безупречными» рекомендациями; они
скорее должны послужить ориентиром в современном веб дизайне», - рассказывают работники
журнала «Frontender Magazine», занимающиеся данным исследованием.
Три важных примечания о типографике (из книги «Мастерство презентации»)
Существуют три весьма распространенные ошибки, которые я встречаю
в презентациях постоянно:
1. Большие текстовые блоки, набранные ОДНИМИ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ.
2. Выравнивание по ширине для узких колонок.
3. Совмещение шрифтов Arial и Tahoma или трех
разных рукописных шрифтов.
Первая ошибка возникает из-за желания звучать громко, вторая —
из-за желания казаться аккуратным, а последняя — из-за желания быть интересным.
Все три ведут к провалу: текст не получится ни громким, ни аккуратным, ни
интересным. Он получится раздражающим и запутанным.
Как же эффективно использовать шрифты в e-learning курсах?
1. Читаемость
текста
превыше всего
Изысканные, дизайнерские шрифты привлекают нас. Однако следует
помнить, что данные шрифты могут снизить читаемость, которая имеет для нас
первостепенное значение.
По мнению же А.Каптёрова, «простое
эмпирическое правило требует для основного текста выбирать более читаемый
шрифт, а менее читаемый оставить для выделения важных пунктов. Я серьезно! Сложный для прочтения шрифт делает
текст более запоминающимся, причем
разница вполне ощутима и доходит до 14%». Главное, не следует впадать в
крайности. Поэтому, выбирая шрифты для e-learning
курса,
убедитесь, что вы соблюдаете баланс между внешней привлекательностью и
практичностью (читаемостью).
2. Иметь ясное представление о необходимом
настроении
Перед тем как вплотную подойти к процессу выбора шрифтов,
необходимо чётко представлять то, какое именно настроение, атмосферу,
расположение духа мы стремимся создать. Это поможет вам сузить список возможных
шрифтов и выбрать те, которые помогут достичь желаемого эффекта. В конечном
счете, шрифт должен отражать мысль (идею), которую вы пытаетесь донести до
обучаемых.
В независимости от того, какой шрифт вы выбрали, он не
должен затмить славу контента курса, над которым вы так долго и усердно
трудились. В идеале следует выбирать утончённый, но в то же время и
высокоэффективный шрифт. Для основного текста подойдут более шрифты, такие как Sans Serif или Helvetica (по
мнению портала eLearning industry
- http://elearningindustry.com/) , т.к. они позволят
обучающимся воспринимать информацию, не отвлекаясь от содержания.
4. Чем меньше, тем лучше
Выбирая шрифты для электронного курса, не следует стремиться
за количеством. В нашем случае много не означает хорошо, а даже наоборот!
Идеальным решением будет использовать не
более 3-4 видов шрифта в курсе. Если курс небольшой, можно ограничиться
1-2. Большое количество различных шрифтов сделает курс более хаотичныи или
беспорядочным. Если вы работаете с
несколькими шрифтами, выберите те, что дополняют друг друга, а не противостоят
один одному.
Выбирать шрифт для электронного курса нужно очень аккуратно,
и лучше использовать нейтральные шрифты. Универсального правила нет, существуют
только разного рода рекомендации, которые помогают определиться с наилучшим
выбором.
0 коммент.:
Отправить комментарий