вторник, 2 декабря 2014 г.

Юмор в курсах e-learning: должно ли быть весело?

Пару дней назад мне попался на глаза «Сборник рекомендаций по электронному обучению». Из него мне запала в память фраза: «Не забывайте про юмор при создании курсов». Шутить? Это я люблю (как-никак 4 года студенческого КВН), однако на некоторое время я впала в ступор. А как шутить в электронных курсах? Что уместно, а что нет? Как найти правильный баланс юмора?



Как эффективно использовать юмор в электронных курсах?
Как КВНщица скажу, что в юморе особых правил нет. Цензура есть, а вот  как придумать шутку или как её обыграть дело каждого. Главное, чтобы было смешно. А вот как e-learning специалист скажу, что необходимо строго соблюдать правила при использовании юмора в курсах электронного обучения. Согласитесь, что для одного смешно, для другого может быть оскорбительно. Поэтому шутить ради того, чтобы шутить, здесь не получится. Увы и ах, e-learning не КВН и не Comedy Club. Однако как говорится, «жизнь без юмора скучна», поэтому щепотка юмора не помешает, главное не «переюморить».

Как найти границу между развлечением (в данном случае мы говорим о юморе) и обучением?

1.  Прежде всего, необходимо изучить потенциальную аудиторию (это, пожалуй, первое, что нужно сделать перед началом разработки любого электронного курса). Все мы хорошо знаем про своеобразный юмор англичан, к примеру. Что такое "английский юмор"? - Это когда один очень интеллигентный джентльмен говорит другому весьма уважаемому джентльмену нечто такое, чего не понимают окружающие. Именно это обоих и забавляет. Но забавляет ли это остальных? Юмор в электронном курсе должен быть понятен если не 100% всем, то большей части обучающихся. Не стоит включать шутки, которые понятно лишь вам (даже если они очееень смешные).

2. Не позволяйте юмору отодвинуть на задний план смысловое наполнение курса.
Проблема использования юмора в курсах состоит в том, что юмор «управляет» нами. К примеру, вы уместно вставили одну шутку, получили одобрение и понеслось… Юмор начинает появляться всё чаще и чаще, отодвигая цели курса на задний план. Всегда следует помнить, что мы, в первую очередь, должны обучить людей, а не развеселить их J (как бы нам этого не хотелось).
Использование юмора должно подчеркивать значимость и важность содержания, делать его более запоминающимся, но ни в коем случае не «красть его славу». К примеру, если вы включаете в электронный курс весёлую историю, она не должна включать в себя слишком много смешных элементов, чтобы учащиеся не абстрагировались от изучаемого материала. Используя юмор, не забывайте о чувстве меры (если в КВН невозможно переборщить с юмором, то в e-learning можно). Курс должен быть убедительным и в меру серьёзным.
3. Сами придумывайте забавные истории и примеры, чтобы подчеркнуть содержание электронного курса.
Шутки, остроумные цитаты и смешные высказывания – не единственный способ использования юмора в электронных курсах. В действительности вы можете использовать собственные жизненные истории и примеры для того, чтобы в развлекательной форме подчеркнуть содержание (важную информацию).
Также истории и примеры помогают глубже проникнуть в тему, что означает вовлечённость и увеличение понимания содержания. Особенно забавные истории помогают разбавить скучный и сухой материал, читать который крайне неинтересно. Включите смекалку, креативьте и создавайте нескучные курсы, которые действительно УЧАТ!

4. Используйте неизбитый, жизнеутверждающий и мотивирующий юмор.
В последнее время всё чаще стали использовать чёрный юмор. Но в электронных курсах он будет неуместен. Нам подойдёт вдохновляющий и позитивный юмор. Избегайте пошлого, непристойного юмора в обучающих курсах. Такой юмор, несомненно, может задеть чувства многих людей, и им будет неприятно проходить дальше курс.
Каждая крупинка юмора должна нести в себе оптимизм и мотивацию к дальнейшему прохождению курса. К примеру, можно начать курс с небольшой «дозы» юмора «для разогрева», чтобы задать нужное настроение, воодушевить на обучение. Старайтесь использовать что-то новенькое, «неприевшееся». Здесь как в КВН: вышел, к примеру, новый закон, пошутили про него 1, 2, 3 раза, а потом уже и не смешно. Хотя казалось «почему?», ведь вначале шутка «заходила»… Всё просто: вышло её время. Так и в электронных курсах
5. ГДЕ вы используете юмор имеет немаловажное значение.
Принципиально не только использовать правильный юмор, но и знать, ГДЕ именно в курсе его разместить. Например, при помощи юмора можно снять напряжение или уменьшить стресс, поэтому перед тестом или заданием можно написать небольшую шутку, анекдот и т.д. Также юмор может быть эффективным инструментом, когда мы хотим, чтобы содержание вызывало необходимые ассоциации (тогда мы можем использовать смешные жизненные истории, к примеру). 

ЮМОР, несомненно, великое благо, «без него и жизнь не та», однако во всём должна быть мера. Также не забывайте про то, что вы e-learning специалист, а не юморист (хоть эти 2 слова и рифмуются). Юмор приносит пользу там, где он уместен. Успехов в создании умных и увлекательных курсов в одном «флаконе». 

0 коммент.:

Отправить комментарий