Пару дней
назад мне попался на глаза «Сборник рекомендаций по электронному обучению». Из
него мне запала в память фраза: «Не забывайте про юмор при создании курсов».
Шутить? Это я люблю (как-никак 4 года студенческого КВН), однако на некоторое
время я впала в ступор. А как шутить в электронных курсах? Что уместно, а что
нет? Как найти правильный баланс юмора?
Как эффективно использовать юмор в
электронных курсах?
Как КВНщица
скажу, что в юморе особых правил нет. Цензура есть, а вот как придумать шутку или как её обыграть дело
каждого. Главное, чтобы было смешно. А вот как e-learning специалист скажу, что необходимо
строго соблюдать правила при использовании юмора в курсах электронного
обучения. Согласитесь, что для одного смешно, для другого может быть
оскорбительно. Поэтому шутить ради того, чтобы шутить, здесь не получится. Увы
и ах, e-learning не
КВН и не Comedy Club. Однако как говорится, «жизнь без юмора скучна», поэтому
щепотка юмора не помешает, главное не «переюморить».
Как найти
границу между развлечением (в данном случае мы говорим о юморе) и обучением?
1. Прежде всего, необходимо изучить потенциальную аудиторию (это,
пожалуй, первое, что нужно сделать перед началом разработки любого электронного
курса). Все мы хорошо знаем про своеобразный юмор англичан, к примеру. Что такое "английский юмор"? - Это
когда один очень интеллигентный джентльмен говорит другому весьма уважаемому
джентльмену нечто такое, чего не понимают окружающие. Именно это обоих и
забавляет. Но забавляет ли это остальных? Юмор в электронном курсе должен быть
понятен если не 100% всем, то большей части обучающихся. Не стоит включать
шутки, которые понятно лишь вам (даже если они очееень смешные).
2. Не позволяйте юмору отодвинуть на задний план смысловое наполнение курса.
Проблема использования юмора в курсах состоит в том, что юмор «управляет»
нами. К примеру, вы уместно вставили одну шутку, получили одобрение и
понеслось… Юмор начинает появляться всё чаще и чаще, отодвигая цели курса на
задний план. Всегда следует помнить, что мы, в первую очередь, должны обучить людей, а не развеселить их
J (как бы нам этого не хотелось).
Использование юмора должно подчеркивать значимость и важность содержания,
делать его более запоминающимся, но ни в коем случае не «красть его славу». К
примеру, если вы включаете в электронный курс весёлую историю, она не должна
включать в себя слишком много смешных элементов, чтобы учащиеся не
абстрагировались от изучаемого материала. Используя юмор, не забывайте о
чувстве меры (если в КВН невозможно переборщить с юмором, то в e-learning можно). Курс должен быть убедительным
и в меру серьёзным.
3. Сами придумывайте забавные истории и примеры, чтобы подчеркнуть содержание электронного курса.
Шутки, остроумные цитаты и смешные высказывания – не единственный способ
использования юмора в электронных курсах. В действительности вы можете
использовать собственные жизненные истории и примеры для того, чтобы в
развлекательной форме подчеркнуть содержание (важную информацию).
Также истории и примеры помогают глубже проникнуть в тему, что означает
вовлечённость и увеличение понимания содержания. Особенно забавные истории
помогают разбавить скучный и сухой материал, читать который крайне неинтересно.
Включите смекалку, креативьте и создавайте нескучные курсы, которые
действительно УЧАТ!
4. Используйте неизбитый, жизнеутверждающий
и мотивирующий юмор.
В последнее время всё чаще стали использовать чёрный юмор. Но в
электронных курсах он будет неуместен. Нам подойдёт вдохновляющий и позитивный
юмор. Избегайте пошлого, непристойного юмора в обучающих курсах. Такой юмор,
несомненно, может задеть чувства многих людей, и им будет неприятно проходить
дальше курс.
Каждая крупинка юмора должна нести в себе оптимизм и мотивацию к
дальнейшему прохождению курса. К примеру, можно начать курс с небольшой «дозы»
юмора «для разогрева», чтобы задать нужное настроение, воодушевить на обучение.
Старайтесь использовать что-то новенькое, «неприевшееся». Здесь как в КВН:
вышел, к примеру, новый закон, пошутили про него 1, 2, 3 раза, а потом уже и не
смешно. Хотя казалось «почему?», ведь вначале шутка «заходила»… Всё просто: вышло
её время. Так и в электронных курсах
5. ГДЕ вы используете юмор имеет немаловажное
значение.
Принципиально не только использовать правильный юмор, но и знать, ГДЕ
именно в курсе его разместить. Например, при помощи юмора можно снять
напряжение или уменьшить стресс, поэтому перед тестом или заданием можно
написать небольшую шутку, анекдот и т.д. Также юмор может быть эффективным
инструментом, когда мы хотим, чтобы содержание вызывало необходимые ассоциации
(тогда мы можем использовать смешные жизненные истории, к примеру).
ЮМОР,
несомненно, великое благо, «без него и жизнь не та», однако во всём должна быть
мера. Также не забывайте про то, что вы e-learning специалист, а не юморист (хоть эти 2
слова и рифмуются). Юмор приносит пользу там, где он уместен. Успехов в
создании умных и увлекательных курсов в одном «флаконе».
0 коммент.:
Отправить комментарий