В преддверии Рождества и Нового года мы обращаемся к традициям. Рождество - праздник, который любят и ждут по всему миру, с той лишь разницей, что у каждой страны немного своя история. Какая же история у белорусов?
Коляды в Беларуси праздновали еще до принятия христианства, отмечая таким образом зимнее солнцестояние. Считается, что слово «Каляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами именуются первые дни каждого месяца. Этимологию слова рассматривало множество ученых, но к единому мнению пока так и не пришли.
Кстати, праздник Нового года в таком виде, в каком мы знаем его сегодня, не отмечался белорусами до 18-го века, до прихода эпохи Просвещения. Новый год раньше звали Сильвестром - в честь святого, именины которого выпадали на 31-е декабря.
Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца — 1 (14) января, чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар (своеобразный компот). В вечер же перед новым годом кутья подавалась с сытою — водой, подслащённой мёдом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар обычно делался из сушёных яблок и груш.
Немного позднее, с приходом христианства, кутья получила более церковное оформление. Как раз таки вигилия и начинала праздники. После восхода первой звезды можно было наконец сесть за стол. Перво-наперво необходимо было разделить оплатку по старшинству в семье, - кстати, белорусская шляхта обменивалась ими между собой, посылая в соседние имения. Затем проходили чтения Евангелия, чаще - часть, в которой говорилось о Колядах в писаниях от Луки.
Если присутствующих за столом было 13 - это считалось нехорошим знаком, ведь 13-й оказывался на месте Иуды, чего никому не хотелось. И в селянских, и в богатых домах оставляли одно место свободным для душ предков, которые могли присоединиться к праздничному столу.
Что до колядного стола, то здесь также беспрекословно следовали традициям. Блюд должно было быть обязательно 12, все постные, но не однообразные. У богачей рыбные блюда считались за одно из 12, не взирая на способ приготовления. Строгий запрет распития спиртного уважали все, и это правило сохранилось и до наших дней. После кутьи обязательно необходимо было отправиться в костел на вечернюю литургию.
В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников — носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску — и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку». На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа.
Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей. На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.
На Щедрец выбирали самую красивую девушку — щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки — те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».
Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.
Дольше и больше всех праздников гуляли и отмечали именно Каляды. И если селяне не могли себе позволить многомесячных разгулов, то богатая шляхта именно этим и занималась. Среди молодежи особенно были популярны различные игры, когда компания садилась в сани и объезжала соседние усадьбы, не вставая из-за стола пока кухня и кладовая не опустошались под чистую, причем эта игра могла длиться до самой Пасхи. Магнаты тоже не отставали - у них празднования по времени занимали недели и даже месяцы.
Помимо танцев и застольев, играли в карты и азартные игры, а также в «нивины» - нечто наподобие фантов. Более зрелищными были карузели и маскарады. В те времена карузелями назывались продолжения рыцарских турниров.
Но главный вопрос, который мучает сегодня детей и взрослых: был ли в Беларуси Дед Мороз? Историки и этнографы пришли ко мнению, что да, был! Детей в зиму пугали холодом и Зюзей, но и верили, что хорошим людям он помогает, например, спасает от холода заблудившихся в лесу. Зюзя в белорусской мифологии - бог зимы, брат Перуна и Черноброва, с железной булавой в руке старец с белой бородой, живет в лесу и проводит в нем большую часть времени, ходит босым, без шапки, а лишь в белом кожухе. С Зюзей ассоциировался период от Коляд до весеннего равноденствия.
Кажуць, нібыта Зюзя, раззлаваўшыся на людзей, звычайна стукае сваёй булавой у які-небудзь пень і гэтым магутным ударам робіць такі пераварот, такую ломку па ўсёй зямлі, што зямля, а часам і дамы трэскаюцца. Здаралася, кажуць, быць у лесе ў гэты час і пытаць: «Хто гэта там стукае?» На гэтае пытанне быў адказ: «Сам Зюзя стукае, людзей ушчувае».
Друзья, с праздниками вас!
Коляды в Беларуси праздновали еще до принятия христианства, отмечая таким образом зимнее солнцестояние. Считается, что слово «Каляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами именуются первые дни каждого месяца. Этимологию слова рассматривало множество ученых, но к единому мнению пока так и не пришли.
Кстати, праздник Нового года в таком виде, в каком мы знаем его сегодня, не отмечался белорусами до 18-го века, до прихода эпохи Просвещения. Новый год раньше звали Сильвестром - в честь святого, именины которого выпадали на 31-е декабря.
Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца — 1 (14) января, чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар (своеобразный компот). В вечер же перед новым годом кутья подавалась с сытою — водой, подслащённой мёдом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар обычно делался из сушёных яблок и груш.
Немного позднее, с приходом христианства, кутья получила более церковное оформление. Как раз таки вигилия и начинала праздники. После восхода первой звезды можно было наконец сесть за стол. Перво-наперво необходимо было разделить оплатку по старшинству в семье, - кстати, белорусская шляхта обменивалась ими между собой, посылая в соседние имения. Затем проходили чтения Евангелия, чаще - часть, в которой говорилось о Колядах в писаниях от Луки.
Если присутствующих за столом было 13 - это считалось нехорошим знаком, ведь 13-й оказывался на месте Иуды, чего никому не хотелось. И в селянских, и в богатых домах оставляли одно место свободным для душ предков, которые могли присоединиться к праздничному столу.
Что до колядного стола, то здесь также беспрекословно следовали традициям. Блюд должно было быть обязательно 12, все постные, но не однообразные. У богачей рыбные блюда считались за одно из 12, не взирая на способ приготовления. Строгий запрет распития спиртного уважали все, и это правило сохранилось и до наших дней. После кутьи обязательно необходимо было отправиться в костел на вечернюю литургию.
В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников — носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску — и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку». На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа.
Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей. На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.
На Щедрец выбирали самую красивую девушку — щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки — те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».
Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.
Дольше и больше всех праздников гуляли и отмечали именно Каляды. И если селяне не могли себе позволить многомесячных разгулов, то богатая шляхта именно этим и занималась. Среди молодежи особенно были популярны различные игры, когда компания садилась в сани и объезжала соседние усадьбы, не вставая из-за стола пока кухня и кладовая не опустошались под чистую, причем эта игра могла длиться до самой Пасхи. Магнаты тоже не отставали - у них празднования по времени занимали недели и даже месяцы.
Помимо танцев и застольев, играли в карты и азартные игры, а также в «нивины» - нечто наподобие фантов. Более зрелищными были карузели и маскарады. В те времена карузелями назывались продолжения рыцарских турниров.
Но главный вопрос, который мучает сегодня детей и взрослых: был ли в Беларуси Дед Мороз? Историки и этнографы пришли ко мнению, что да, был! Детей в зиму пугали холодом и Зюзей, но и верили, что хорошим людям он помогает, например, спасает от холода заблудившихся в лесу. Зюзя в белорусской мифологии - бог зимы, брат Перуна и Черноброва, с железной булавой в руке старец с белой бородой, живет в лесу и проводит в нем большую часть времени, ходит босым, без шапки, а лишь в белом кожухе. С Зюзей ассоциировался период от Коляд до весеннего равноденствия.
Кажуць, нібыта Зюзя, раззлаваўшыся на людзей, звычайна стукае сваёй булавой у які-небудзь пень і гэтым магутным ударам робіць такі пераварот, такую ломку па ўсёй зямлі, што зямля, а часам і дамы трэскаюцца. Здаралася, кажуць, быць у лесе ў гэты час і пытаць: «Хто гэта там стукае?» На гэтае пытанне быў адказ: «Сам Зюзя стукае, людзей ушчувае».
Друзья, с праздниками вас!
0 коммент.:
Отправить комментарий