пятница, 11 июля 2014 г.

5 фактов о работе мозга в контексте e-learning



Веками человек изучает собственный мозг, но до сих пор, кажется, остаётся много загадок и вопросов. Существует огромное количество мифов и множество удивительных фактов, касающихся работы нашего серого вещества. Многие ученые посвящают целую жизнь поиску ответов на эти вопросы. А я в этой статье приведу несколько уже доказанных наукой фактов о работе мозга, которые следует принять во внимание, прежде чем создавать свой следующий  электронный курс:

1.Наш мозг работает неэффективно  в многозадачном режиме. 

В течение многих лет, многозадачность рассматривали как важный и полезный навык. Например некоторые работники указывают в резюме в качестве одного из важных деловых качеств «умение работать в многозадачном режиме», а работодатели называют его же, составляя портрет идеального кандидата. Тем не менее, исследования показали, что наш мозг на самом деле не может эффективно работать в многозадачном режиме. По данным исследования, проведённого в 2009 году в Париже, мозг участников фактически работал только в половину мощности, когда их попросили работать в многозадачном режиме. С помощью магнитно-резонансного сканирования удалось выявить, что если мозг получает две задачи одновременно, то он искусственно затормаживает выполнение второй задачи, пока первая не закончена.  

  

Мы думаем, что делаем несколько дел одновременно – а на самом деле просто переключаемся между ними. Во время такого переключения количество ошибок вырастает примерно на 50%, и дело занимает больше времени.  Таким образом, при проектировании электронных курсов необходимо  избегать сложных  модулей и конструкций, которые просят пользователя  выполнять несколько задач сразу.
2.Опора на прежний опыт - врожденное качества мозга.
Человеческий мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление новой информации возникает  только тогда, когда мозг находит опору в уже имеющихся знаниях и представлениях. Таким образом, если мы знаем, что даём ученику принципиально новую для него информацию, то её необходимо разбить на составляющие, и постоянно актуализировать в процессе обучения: повторять, встраивать в тесты и задания, связывать логически с уже известной информацией.

3.Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической.
 Тут впору вспомнить школьный фольклор. Все помнят весёлую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Нам гораздо легче и интереснее запоминать новое, когда есть хорошо запоминающаяся структура или логическая схема. 

4.Наш мозг предпочитает образы в тексте.
Основой этой идеи является «Эффект превосходства изображений»(ЭПИ). Ученые, которые разрабатывают теорию ЭПИ, считают, что она является мощным средством обучения.
Согласно проведённым ими исследованиям, через  3 дня после изучения нового материала  испытуемые помнили лишь около 10% информации, когда она была предоставлена им в текстовой форме. Тем не менее, этот показатель возрастал примерно до 65%, когда тексты были дополнены  изображениями.  Визуальная информация и вербальная информация обрабатываются по-разному в разных «каналах» нашего мозга. Изображения работают лучше слов, потому что мозг видит слова как несколько маленьких картинок. Таким образом, использование изображений и картинок в дизайне курсов во много раз повышает удержание знаний. И конечно квинтэссенцией качественного сочетания текста и изображения является инфографика.

5.Наш мозг работает лучше в определенное время дня.

Электронное обучение предоставляет возможность учиться в любое время и в любом месте. Это даёт возможность использовать наш мозг в периоды его максимальной эффективности - такие как сразу после пробуждения утром, или после короткого дневного сна.
Немецкими учеными было установлено, что быстрый сон позволяет нашему мозгу более эффективно сохранять информацию: в ходе исследования две группы участников запоминали карты, содержащие иллюстрации. Затем они попросили первую группу  вздремнуть, а второй бодрствовать во время 40ка минутного перерыва. Те, кто вздремнул во время перерыва вспомнили около 85% изображений и узоров, а те, кто бодрствовал вспомнили только 60%. Всё дело в том, что во время сна информация перемещается в долговременной память, что приводит к улучшению хранения данных. Таким образом e-learning, как явление ,предоставляет уникальную возможность учится в удобном для себя режиме и получать от обучения максимум пользы.

0 коммент.:

Отправить комментарий