В настоящее
время я работаю с книгой Дэвида Сиббета «Визуализируй это!» Да-да, именно
работаю, ведь данная книга является своего рода рабочей тетрадью. В ней есть
ряд упражнений, которые проще всего выполнять карандашом прямо на страницах. Книга
оказала на меня огромное влияние: теперь я стараюсь зарисовывать свои идеи,
мысли, что в свою очередь совершенствует мои навыки визуализации информации. Все
картинки в данной статье – мои зарисовки. Они получились «корявенькие», но для
меня главным было зарисовать саму идею!
Идеограммы понятия "риск" (идеограммы - маленькие символы идей и концепций) |
Старая
поговорка «Пока не увижу – не поверю» как нельзя лучше отражает роль
визуализации в электронном обучении. Мы можем прочитать десятки страниц текста
и в результате не уловить главную мысль, а можем взглянуть на изображение и
понять, о чём будет слайд, ведь 1 грамотная картинка стоит 1000 слов.
Одним из
способов, как заинтересовать обучающихся, является использование разного рода
визуализации. Визуализация – представление информации в виде диаграмм,
изображений, схем, фотографий и других видов графики.
Дэвид
Сиббет, отец визуальной фасилитации, в книге «Визуализируй это!» пишет, что
«при обработке информации огромную роль играет визуальное мышление … Работа с
визуальными образами будит воображение, выявляет надежды, мечты и намерения
каждого… Также Дэвид Сиббет утверждает, что «видел, какой восторг вызывает даже
самый простой рисуночек. И этот восторг способны испытать люди всех возрастов и
культур».
Пиктограммы - маленькие картинки реальных вещей |
Однако
остаётся вопрос, как же эффективно
использовать графику в e-learning?
Во-первых, картинка
должна отражать главную идею слайда, то есть нужно использовать уместную
графику. Если мы говорим, допустим, о безопасности магазина, будет неверно изобразить
ромашковое поле просто потому, что мы так хотим. Неподходящая графика не только
ни придаёт вес курсу, а, наоборот, уменьшает образовательный эффект. Стоит
помнить, что главная цель курса: обучить, а не развлечь.
Во-вторых, картинка
должна легко угадываться, не стоит рисовать непонятные образы, которые придётся
расшифровывать. Цель визуализации - добавить ясности, а не запутать обучающихся
ещё больше.
В-третьих, подходящая
визуализация подразумевает целесообразное размещение графических элементов на
экране монитора. Боб Хорн, автор книг по визуализации, говорит: «Визуальный
язык создаёт синергию при интеграции текстового и графического материала.
Именно это его свойство и выводит наше мышление на совершенно иной уровень».
Однако не стоит перегружать страницу картинками, нужно следить за балансом
между графикой и текстом. Использование огромного количества графических
элементов создаёт ненужный «мусор», который препятствует обучению.
Также
следует определиться, какой вид графики лучше использовать в той или иной
ситуации: картинки, схемы, таблицы или диаграммы? Например, «чтобы понять, как
связаны те или иные вещи, лучше всего нарисовать схему», – Д.Сиббет. График
позволяет отслеживать динамику изменения данных. А чтобы структурировать информацию,
как нельзя лучше подойдут таблицы.
Линии
значат "соединение" или "разделение", углы - это
"активное изменение", квадраты и прямоугольники - "формальная
организация", пустые стрелки означают "динамическую организацию"
"Фиксация
оси времени - ещё один способ составить интеллект-карту в виде пейзажа,
предварительно наметить связи между блоками информации и разными уровнями
пейзажа" - Д.Сиббет
В
заключение, хочется сказать, что визуализация информации – это не дополнительное
задание для дизайнера (только чтобы было красиво); визуализация играет ключевую
роль в процессе погружения в материал и занимает важное место в курсах
электронного обучения. Визуализация как Google map во время путешествия: «приводит» нас
к необходимому назначению.
0 коммент.:
Отправить комментарий