среда, 26 октября 2011 г.

Обучение бизнес-процессам: три шага вперёд.


Если взглянуть со стороны на развитие любой компании, то в определенный момент картина может стать примерно такой. На работе поздним вечером сидят ключевые сотрудники, уставшие и уже порядком измученные возникающими на ровном месте проблемами. У многих сотрудников появляется недовольство руководством, коллегами, работой. Фактически предприятие переходит в своем развитии к так называемой стадии «болота». Это состояние, когда уже невозможно полноценно контролировать работу компании. 
Подобная ситуация складывается, когда сотрудники не понимают, для чего они делают свою работу (что, несомненно, сказывается на её качестве). Данная система демотивирует работника, ведь он не видит, какой вклад вносит своим трудом в общее дело. Популярный экскурс по бизнес-процессам поможет сотрудникам компании осознать своё место и роль в организме предприятия, покажет перспективы карьерного роста, а также мотивирует к более осмысленной (а потому и лучшей) работе. Эффективнее всего в этой ситуации использовать действующий механизм системы дистанционного образования.

Не смотря на общую растущую тенденцию процессного подхода в управлении компанией, многие специалисты задаются вопросами: Как сделать этот логический инструмент популярным, привычным, общеупотребимым на всех уровнях компании. Что мешает и как преодолеть барьеры неизвестности?
Андрей Дюсьмикеев в своей статье «Обучение бизнес-процессам. Нашбессистемный опыт» описал свои наблюдения за мнением активных участников сообщества T&D. Приведу некоторые комментарии: «Со знаком «-». Увлечение процессным подходом – бесполезная забава. Это слишком сложно! Бизнес-аналитики далеки от реальной жизни предприятия, они не справятся со своей задачей без вовлеченности каждого сотрудника. Учить регламентам и бизнес-процедурам нужно через зубрежку документации. Со знаком «+».  Без описания бизнес-процессов, без стандартизации нельзя построить/развить предприятие. Схема процесса выглядит ярко, просто, запоминается легко. Диаграммы используют стандартные обозначения, но отобразить ими можно разные последовательности событий и действий. Учащийся быстро впитывает логику процесса, взаимосвязь шагов и этапов схемы. Симулятор позволяет учащемуся принимать любые решения в пределах описанного алгоритма». Обобщив комментарии, приведённые выше, автор делает определённые  выводы: аудитории необходимы основы методологии процессного подхода, но нужны простые учебные инструменты, наглядные и гибкие. 

Так всё-таки, в какой форме требуется обучение бизнес-процессам, процедурам и регламентам? В поиске таких ответов  за последний год рынок «прошагал» вперёд в этой области и показал результаты и выбор в пользу визуальных инструментов для обучения бизнес-процессам. В 2010 году  многие специалисты только погружались в тему обучения процессам, но уже проявляли к теме большой интерес. Для сравнения, на EduTech Russia в этом году 11 названий докладов (из 98) содержали понятие «процесса обучения». За этот год появился ряд интересных аналитических публикаций о связи различных аспектов развития организации с менеджментом бизнес-процессов. Оптимизируются и постоянно развиваются инструменты обучения бизнес-процессам. Среди таких инструментов заметным событием текущего года стал редактор-симулятор TUTO active process. TUTO позволяет легко трансформировать документы в виде описаний в интерактивные учебные материалы. Можно добавлять в свой бизнес-процесс документы в любом формате (графика, видео, звук, flash, веб-страницы), получать примеры и иллюстрации выполнения процедур. Готовится к выпуску объект для редактора CourseLab, позволяющий встраивать симуляции созданные в редакторе TUTO в слайд электронного курса. Обо всех продвижениях вперёд по этой теме подробнее рассказывает материал Олега Сизонова «Годовая веха в развитии обучениябизнес-процессов».  
Рынок всё больше делает выбор в пользу визуальных средств для обучения бизнес-процессам. Делать однозначные выводы рано. Мы все еще идем сложной дорогой.

0 коммент.:

Отправить комментарий