вторник, 17 мая 2011 г.

Слабое ключевое звено

Целевая аудитория

Дистанционное обучение в целом, и eLearning курс в частности - это продукт. У продукта ДО есть свои заказчики, идейные вдохновители, создатели-разработчики и, наконец, потребители. Мы много говорим о технологиях, педдизайне, организационных аспектах ДО, оценке эффективности, но часто забываем о главном - о пользователе, то есть о конечном потребителе продукта ДО.

Конечно, мне можно возразить: ну как же, такое большое внимание уделятся мотивации сотрудников, тому же педдизайну, учитываются особенности обучения взрослых, и много что еще! Все так, но я не об этом.

А часто ли создатели курсов задаются вопросами:

· Каким образом можно выявить уникальные личностные особенности целевой группы?

· Как понять истинные бизнес цели планируемого обучения этих людей?

· Возможно стоит провести фокус-группу из сотрудников целевой аудитории, чтобы проверить бета-версию продукта (а главное после проверки действительно его доработать в соответствии с полученными результатами)?

По моим наблюдениям, не часто. Да, это трудоемко. И долго. Да быстрее снять потребность с Руководителя-Заказчика, взять под козырек, сделать продукт, потом со скрипом "продавать" обучение пользователям. Или, еще проще - принудительно их назначать.
Но сложно оспорить следующее утверждение: "Лучшая мотивация на ДО - это реальная польза от него на рабочем месте". Не методика обучения, не технология, не красивые слова руководителя про пользу, а реальная польза!
Думается, у нас нет выбора, надо "идти в народ", вовлекать пользователей на самых ранних стадиях создания продукта ДО, и проходить вместе ключевые этапы его создания.
Внутреннему эксперту, конечно, организовать такой процесс проще. Но какой процент внутренних экспертов готов к этому? А как решать этот вопрос провайдеру, получившему заказ на разработку курса, но не получившему "доступ" к целевой аудитории?
Друзья, поделитесь соображениями, а возможно и реальным опытом вовлечения конечных пользователей в создание продуктов ДО. Как решаете этот вопрос и какие результаты получаете?

1 коммент.:

Дюсьмикеев. МедиуМ. комментирует...

Да, действительно, проблема такая существует! Как правило у Заказчика очень размытое описание целевой группы. Нужно и начальников обучить и подчиненных, это разный возраст, социальная группа, свои художественные вкусы и форма текстового обращения. У нас есть некоторый опыт в решении подобных задач с помощью составления карты целевой группы, кстати в некоторых проектах Вымпелкома :) мы ее использовали в виде опросника. Другой прием заключается в формировании у себя в команде некоего зеркала (похожей модели) на целевую группу текущего проекта и откатывание на внутренней группе всех составляющих проекта. И последний прием, самый хитрый, при сильной разобщенности целевой группы можно делать разноуровневый (по контенту и логике) проект.

Отправить комментарий