По следам исследования британских экспертов IT-рынка у нас родились следующие комментарии.
Вопрос стоимости – основной вопрос на все времена.. Поэтому понятна тенденция последних 2-3 лет на рынке российского elearning все закупки и разработку проводить через процедуру тендерных закупок, которые проводятся как правило в соответствии с усредненным стандартом, как и ВСЕГО ПРОЧЕГО.
Тема – сама по себе достойна исследования и отдельной публикации.
Мы только за последние полгода участвовали в десятке тендеров на закупку услуг по разработке электронных курсов. Определяющей же характеристикой является, как водится, цена. Вот эту цену и хотелось бы иллюстрировать примером из «ненашей жизни».
На один из последних тендеров в компании, которая очень известна своими традиционными успехами в сфере электронного образования, мы представили свои расчеты (привожу в переводе на фунты):
Вознаграждение IT-специалиста в России, на первый взгляд, коррелирует с цифрами представленными на Европейском рынке.
Нам бы радоваться, если бы не целая куча НО..
1) В тендере мы указывали стоимость часа работы специалиста, включая полные расходы компании, а не только его заработную плату, значит, прямое вознаграждение разработчику составляет сумму в 30-35% от указанной;
2) Мы не стали победителями в данном тендере, значит победитель предложил цену еще ниже;
3) Отсрочку платежей по выполненным работам достигает уже до 60 дней!
4) Компании в Англии ищут специалистов начального и среднего уровня на поденную работу, вознаграждение контрактным специалистам на 15-20% больше указанного;
5) Мы работаем на открытом рынке, elearning developer готов трудиться дистанционно, он уже активно ищет работу за границей.
Налицо проблема обеспечения процесса разработки квалифицированными кадрами с достойным уровнем оплаты, создания и поддержания внутренней школы переквалификации, обеспечения инфраструктуры предприятия и других ресурсов компании – провайдера средств электронного обучения.
Итак, с одной стороны давят условия тендеров, т.е. приветствуется явный демпинг, с другой – нужно ребятам вовремя и достойно платить.
Но для нас нет ничего невозможного, почесали затылок и приспособились..
Хитрости выживания:
1) нужно делать работу быстро, с пороговым уровнем качества, набирать дешевых сотрудников (студентов) на отдельные проекты, тогда можно демпинговать в тендерах, где стоимость поставлена во главу угла;
2) автоматизировать технологию разработки и унифицировать процессы в ущерб индивидуальности разработки;
3) выйти на рынок коробочных версий со своими технологиями.
Путь предложения уникальных методик и разработок не может быть предложен заказчику, так как это не укладывается в бюджеты, рассчитанные по шаблону средних сереньких проектов.
В такой ситуации в России выживут только дешевые батраки и фанаты. Куда податься?
2 коммент.:
Не понимаю вашего недовольства. С такими расценками даже редактору на кефирчик хватит :) а вам все жемчуг мелкий!
ого! Чей котенок потерялся? :)
Отправить комментарий