четверг, 12 апреля 2012 г.

Электронное образование выросло из электронных курсов. Что делать?

Видеоролик к этому материалу Вы можете посмотреть тут
 
Жили-были Заказчики и Разработчики, существовали весело, дружно и взаимовыгодно, потому что жили на разных холмах, хоть и в одном государстве. Разработчики при этом знали старинные рецепты разработки электронных курсов (а некоторые только делали «загадочный» вид), готовили электронные курсы для Заказчиков, соревнуясь в технологиях, искусстве сервировки и удешевляя процесс создания своих произведений всеми способами. Заказчики заказывали курсы все больше и сложнее, уже почти запутавшись в их количестве и целесообразности, иногда создавая по 2-3 курса на одну и ту же тему каждый год.

И вот, наконец, эра безудержной всеядности, а попросту – «хапуна» – закончилась. Все «наелись», как в 90-е колбасой. В «государстве eLearning» наметились и развились две новые тенденции, связанные между собой: 

1. Заказчики сами могут и хотят делать курсы, да и пора бы им готовить в основном дома, домашние так сказать «сосиски с гречневой кашей». А по особым случаям или в приступе гедонизма лакомиться отдельными «кушаньями», органично встраивая их в стройную систему питания и воспитания своей «семьи» - компании.

2. Разработчики могут наконец-то сосредоточиться на высокой кухне, научиться готовить «итальянскую» или «французскую» кухню, специализируясь в чем-то особенном. Особо удачные «блюда» - элементы электронных курсов выставлять на продажу.

Хорошо, что нашлись – вызвались специалисты из клана поваров – Разработчиков (Тихомирова и со), которые сумели и нащупали пути, как научить Заказчика основам курсоделания, т.е. домашней готовки и еще заработать на таком важном направлении. Работы тут невпроворот: тут и борщи, и каши, и сервировка стола, и подбор ингредиентов, сочетание питательной ценности с калорийностью. Работу эту очень нужно перенести внутрь «семей»-компаний Заказчиков, чтобы все члены семьи, особенно дедушка ))) – эксперты в своем деле – смогли делиться своим опытом по всем правилам. 

Но тут-то как раз и появляются новые возможности для Разработчиков.. ведь кетчуп, соевый соус, майонез, колбаска сервелат, Дор-блю и Knorr-душа обеда ))) так украшают стол, разнообразят питание (и электронное обучение) и поднимают настроение..

Как Заказчикам строить электронную учебную систему в новых реалиях, как научиться встраивать «лакомства» от Разработчиков в свою систему, как определить, что необходимо иметь для учебного процесса - соус или сыр, т.е. какие слайды, тесты, специальное видео, документацию собрать внутреннему эксперту, а какие упражнения, симуляторы и сюжетное видео заказать Разработчику. Одним словом, что грядет на смену эры электронных курсов?

Далее история в письмах..
Заказчик, 16 марта 2012 г.
Здравствуйте, Андрей! Нам нужен уникальный курс.
Содержание подготовлено в электронном виде: около 30 видеороликов, материалы очного модуля (около 300 страниц теста – презентации, Word-документы), видеозаписи выступлений спикеров на очном модуле. Материалы являются собственностью компании.
Требование: открытый код электронного курса (с возможностью вносить изменения постоянно и самостоятельно).
Такой подход мы собираемся распространить на другие темы и других внутренних заказчиков...
---------------------------------------------------------------------------------
МедиуМ, 16 марта 2012 г.
Здравствуйте!
Интересный запрос и довольно распространенный в последнее время.
Ну, во-первых, это уже не курс, а область знаний..
Во-вторых, отсюда и инструменты описания этой области должны применяться соответствующие.
Скорее всего, для таких целей могут применяться только LCMS или ММ-карта, бесплатные или платные.
В-третьих...
----------------------------------------------------------------------------------
Количество подобных запросов в 2010 г. составляло не более 1-2, а уже за 2011 г. составило более десятка и число их растет. Такие запросы приходят из компаний, которые успешно развивают корпоративные электронные образовательные ресурсы уже много лет. 

Мы задаемся вопросом: Чем характерен этап зрелости корпоративного электронного обучения, после эры электронных курсов? Что это будет, Дерево знаний, экспертные системы, виртуальная реальность? 

Для того чтобы иметь возможность прощупать очередную ветвь эволюции, предлагаю проследить развитие электронного учебного контента для трех стадий развития электронного образования.

1. Начальный этап – поиска и осознания:
- выбор и внедрение СДО (LMS);
- формирование команды электронного обучения;
- закупка стандартных универсальных электронных курсов, как базовой составляющей электронного обучения;

2. Этап построения и освоения:
- построение процессов электронного обучения;
- расширение функций и задач СДО;
- заказ специфических электронных курсов, контент полностью ориентирован на бизнес заказчика;
- внутренняя разработка электронных курсов отдельными экспертами и энтузиастами.

3. Этап зрелости проекта eLearning:
- осознание потребности во внутренней системе знаний;
- подготовка собственной системы авторов – экспертов в предметных областях;
- производство электронного контента внутри (большинство) компании;
- решение задач организации, экспертизы и использования внутреннего контента, максимальная вовлеченность внутренних экспертов;
- поиск и внедрение новых программных инструментов для быстрого создания и организации контента;
- ориентация на новые информационные устройства и мобильные платформы для трансляции особого вида контента и быстрого получения обратной связи.

Для текущего этапа – этапа зрелости – характерен рост интереса к оригинальному быстрому внутреннему контенту, созданию особых видов учебных материалов и решению задачи персонификации обучения, т.е. получения учащимся только запрашиваемого контента с сохранением всех семантических и логических связей. Огромная роль отводится тем механизмам, которые позволят собирать, проводить экспертизу, настраивать под потребителя и транслировать контент. Здесь на первое место выходят другие системы, специально заточенные на решение данных задач.

Цитата из http://www.smart-edu.com
«Чем большую роль в конкурентоспособном положении компании на рынке играет уникальность ее бизнес-процессов, тем больше эта компания нуждается в уникальном учебном контенте. Этот контент (учебные материалы) должен разрабатываться с учетом особенностей и конкурентных отличий бизнес-процессов компании. 

Соответственно, чем сложнее структура бизнес-процессов, для которых критически важным является постоянное поддержание и развития специальных компетенций, тем больше уникального учебного контента должно продуцироваться в организации. Такой объем работы нуждается в отдельном администрировании (управлении). 

Основной принцип управления учебным контенотом заключается в разделении учебного материала на отдельные (условно независимые) учебные элементы. Каждый элемент замыкается на конкретной компетенции и достаточно четко ее детализирует. Например, учебный элемент посвященный умению задавать открытые вопросы. Эти элементы образуют собой учебные модули, из которых в дальнейшем могут формироваться необходимые учебные программы. Один модуль может быть востребован в нескольких учебных программах, при этом он может быть использован как без изменений, так и незначительно модифицирован для целей конкретной программы. Например, модуль «открытые вопросы» может быть использован в учебной программе «Продажи», «Переговоры», «Организационные коммуникации» и др. 

Объединенные в библиотеки эти модули постепенно формируют достаточно большой массив знаний. И естественно, этот массив нуждается в управлении .

Эффективное управление будет невозможно, если материалы в массиве не будут соответствовать внутреннему стандарту, если не будет построена система учета материалов, если не будет обеспечен быстрый поиск и доступ необходимых материалов, не будут реализованы возможности быстрого конструирования курсов. Эти и другие функции объединяются в системе управления учебным контентом (Learning Content Management System - LCMS)»

Подробнее о соотношении систем на блоге «Инструменты электронного обучения»
Продолжение в письмах..
-------------------------------------------------------------------------

Заказчик.
Андрей,
Я так понял, LCMS требует инсталляции и соответственно поддержки нового ПО: ядра системы и репозитория. То есть даже если взять open-source решение бесплатно, мы сталкиваемся с новой IT-задачей, так? Это не хорошо и не плохо, просто проясняю + большой объем организационной работы, стандартизирующий новый подход к управлению контентом.
И насчет МindМap - варианта – это второй вариант. Он не потребует новых инсталляций или потребует (только лицензия на МindМanager)? То есть в стандартной LMS мы поставим курс с навигацией и организацией контента в виде ММ? Укажите несколько ключевых преимуществ, которые дает этот подход.
-------------------------------------------------------------------------

МедиуМ
Приветствую Вас!
Высылаем предварительное коммерческое предложение от «МедиуМ».
Организация первичной структуры «Карты знаний».
clip_image002
К трем веткам карты: «Ключевая идея: не статичный курс, а область знаний!»
clip_image004
clip_image006
clip_image008
clip_image010
clip_image012
clip_image014
На случай, если у Вас на компьютере установлена программа MindManager или другие программы для просмотра mindmap, Вы сможете открыть соответствующую ментальную карту коммерческого предложения с расширением *.mmp.
Всего доброго!
--------------------------------------------------------------------------------
Добрый день!
Заказчик. Ваше предложение по разработке электронного курса в технологии «Карты знаний» нас заинтересовало. Хотелось бы уточнить некоторые моменты:
- можете ли Вы предоставить демо-версию курса, разработанного по предложенной технологии?
- что собой представляют учебные объекты (learning objects)?
МедиуМ. Учебные объекты – это слайды в корпоративном шаблоне; файлы различного формата (которые можно в качестве приложений); видеоролики. Иными словами, это любой контент, созданный по определенным правилам, который можно использовать в различных обучающих программах.
Заказчик. Что курс, представленный в виде карты знаний, будет передавать в LMS?
МедиуМ. Речь идет о технологии организации и управления знаниями предметной области, реализованной в ПО MindManager с дополнительным функционалом – публикацией курсов в стандарте SCORM. На выходе мы получаем классический курс дистанционного обучения в формате SCORM.
Заказчик. Должна ли стоять программа MindManager у обучающихся (по опыту знаю, что данная программа стоит на ПК ограниченного числа сотрудников)?
МедиуМ. Эта программа должна стоять только у авторов учебных курсов.
Заказчик. Вы пишите: «контент организован в виде «Карты знаний», у вас есть возможность легко найти нужные слайды в логике карты, заменить контент, опубликовать курс вновь и переустановить старый пакет в системе на актуальный» и «вы удаляете ненужные блоки и конкретные слайды, настраиваете в курсе новые условия для успешного завершения, и вновь публикуете уникальный курс уже для новой целевой аудитории» - что для этого нужно, какое ПО (только MindManager)?
МедиуМ. Да, только ММ.
Заказчик. Вы представили стоимость разработки в районе ХХХ тыс. рублей, что может повлиять на снижения стоимости разработки?
МедиуМ. Мы можем предложить два варианта реализации проекта:
- консультативный (1/2 бюджета), когда мы предлагаем вам пошаговую инструкцию для реализации проекта, сопровождаем вас через электронную почту;
- инструментальный (целиком бюджет), когда мы все делаем сами и сдаем вам систему.
Заказчик. Спасибо, мы обсудим предложенные варианты.
----------------------------------------------------------------------------------
Чем закончилась эта история и закончилась ли? Когда такая история начнется у Вас в компании?
Пишите мне, с удовольствием отвечу в письмах и фейсбуке.

Выводы:
1. В выборе инструментов организации электронного контента мы (МедиуМ) ставим на философию LCMS а если еще конкретнее, то на использование ментальных карт, использование иерархических и семантических алгоритмов.

2. Одной из основных задач является подготовка (обучение и мотивация) внутренних авторов – экспертов, как движущей силы нового подхода к производству и потреблению контента.
(большой интерес к такому развитию ситуации мы наблюдали на недавнем Саммите внутренних разработчиков от сообщества eLerningPRO, но об этом подробнее в следующий раз и в другой статье).

3. Задача будущего периода – в построении комплекса материалов для обучения и развития в виде разумного сочетания «домашней кухни» от внутренних экспертов компании с заказом внешних специфических учебных модулей от внешней разработки.

4. Построить системы организации контента на адаптивных технологиях философии LCMS, учиться использовать такие системы для целей информирования и обучения.

Дюсьмикеев Андрей, Dusmikeev@amedium.com
To Facebook
Подробнее читайте нас на блогах компании МедиуМ:
«Инструменты электронного обучения»
http://elearntools.blogspot.com/
МедиуМ: Пресс-кафе
http://mediumcompany.blogspot.com/

0 коммент.:

Отправить комментарий